Роль теоретической подготовки в спортивной тренировке.
Структура спортивной подготовки обучающихся включает технический, тактический (технико-тактический), физический (общая физическая и специальная физическая), психический (психологический) и теоретический компоненты. Система физического воспитания в советское время включала лишь физическую, техническую, тактическую и психолого-педагогическую составляющие, а теоретическому компоненту системы не уделялось внимание. Некоторые преподаватели и ученые стали рассматривать данный аспект в подготовке спортсменов с конца XX века. Интеллектуальная подготовка спортсмена – это все то, что ориентировано на осознание спортивной деятельности, напрямую относящиеся к ней процессы и явления, увеличение знаний, без которых невозможно достигать наивысших результатов. Чем выше уровень подготовки, тем больше времени требуется на формирование теоретических знаний.
Заслуженный деятель науки РСФСР, почетный доктор наук и заслуженный профессор ряда отечественных и зарубежных школ Лев Павлович Матвеев говорил о том, что интеллектуальная подготовка помогает осознать закономерности функционирования и развития организма в процессе спортивной тренировки. Д. Харре, автор книги «Учение о тренировке», акцентирует внимание на теоретической подготовке и рассматривает ключевые факторы к ее требованиям: необходимость объективных знаний о закономерностях спортивной деятельности, овладение знаниями спортивно-медицинского, психологического и биологического характера, оценка тренировочного процесса и собственного состояния как части повышения спортивного результата и другое.
В учебном пособии для вузов «Теория и методика физической культуры» 2012 года В. С. Кузнецов выделяет образовательные задачи, включающие в себя знания роль физической культуры и спорта в семье и в формировании здорового образа жизни.
Доктор педагогических наук, профессор Л.Д. Назаренко вместе с кандидатом педагогических наук, доцентом Л.И. Костюниной из Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова исследуя проблему интеллектуальной подготовки спортсменов в 2012 году сделали вывод, что такая важная структурная составляющая спортивной тренировки как интеллектуальная подготовка не получает достаточно внимания и понимания подходов к ее рассмотрению и внедрению. Одной из причин сложившегося положения они называют недостаточную разработанность вопроса, отсутствие четкого содержания теоретической подготовки с учетом специфика вида спорта.
Назаренко Л.Д. и Костюнина Л.И. в 2012 году экспериментально выявили, что добавление интеллектуального компонента подготовки спортсмена в тренировочный процесс способствовало активации деятельности обучающихся, более заинтересованному участию в самой тренировочной деятельности, позволило упорядочить режим дня и усилить контроль организации питания.
Матвеев Л.П. в одном из аспектов интеллектуальной подготовки спортсменов выделяет спортивно-прикладные знания, к которым относит внетренировочные факторы спортивной подготовки и правила к организации общего режима жизни, основывающиеся на условиях спортивной деятельности.