Темы для теоретической подготовки. Легкая атлетика. | ДЮСШ «Спартак»

Структура спортивной подготовки обучающихся включает технический, тактический (технико-тактический), физический (общая физическая и специальная физическая), психический (психологический) и теоретический компоненты. Система физического воспитания в советское время включала лишь физическую, техническую, тактическую и психолого-педагогическую составляющие, а теоретическому компоненту системы не уделялось внимание. Некоторые преподаватели и ученые стали рассматривать данный аспект в подготовке спортсменов с конца XX века. Интеллектуальная подготовка спортсмена – это все то, что ориентировано на осознание спортивной деятельности, напрямую относящиеся к ней процессы и явления, увеличение знаний, без которых невозможно достигать наивысших результатов. Чем выше уровень подготовки, тем больше времени требуется на формирование теоретических знаний.

 

Представляем список тем для самостоятельного теоретического обучения по ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ.

Темы теоретических занятий для спортивно-оздоровительных групп:

  • История развития легкой атлетики
  • Гигиена, закаливание, режим тренировочных занятий и отдыха, питание.
  • Правила организации учебного процесса, нормы безопасного поведения.
  • Самоконтроль.
  • Врачебный контроль, оказание первой медицинской помощи.

Темы теоретических занятий для групп базового уровня:

  • История развития легкой атлетики,
  • Место и роль физической культуры и спорта в современном обществе,
  • Основы законодательства в области физической культуры и спорта,
  • Знания, умения и навыки гигиены,
  • Режим дня, основы закаливания организма, здорового образа жизни,
  • Основы здорового питания,
  • Осознанное отношение к физкультурно-спортивной деятельности, мотивация к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Темы теоретических занятий для групп углубленного уровня:

  • История развития легкой атлетики,
  • Значение занятий физической культурой и спортом для обеспечения высокого качества жизни,
  • Этические вопросы спорта,
  • Основы общероссийских и международных антидопинговых правил,
  • Нормы и требования, выполнение которых необходимо для присвоения соответствующих спортивных званий и спортивных разрядов по легкой атлетике, условия выполнения этих норм и требований,
  • Возрастные особенности детей и подростков, влияние на обучающихся занимающихся легкой атлетикой,
  • Основы спортивного питания.

 

Разберем более подробно представленные темы и выделим в них микро-темы.

История развития легкой атлетики

  • характеристика легкой атлетики, место и значение в системе физического воспитания.
  • исторический обзор истории возникновения вида спорта;
  • развитие легкой атлетики в России;
  • особенности развития вида спорта в регионе.

Место и роль  физической культуры и спорта в современном обществе

  • понятия «физическая культура», «спорт», «физическая подготовка», «физическая подготовленность», «физическая готовность»; «физическое совершенство», «физкультурное движение», «физическое развитие», «интегральная подготовка»;
  • физическая культура, как составная часть общей культуры;
  • значение для укрепления здоровья, физического развития граждан России в их подготовке к труду и  защите Родины;
  • роль физической культуры в воспитании молодежи. Спортивная деятельность как фактор социализации детей и молодежи.

Основы законодательства в области физической культуры и спорта

  • правила соревнований по легкой атлетике; требования, нормы и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов  и званий по легкой атлетике;
  • федеральные стандарты спортивной подготовки по легкой атлетике;
  • общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями;
  • предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и об  ответственности за такое противоправное влияние.

Режим дня, закаливание организма, значение здорового образа жизни

  • понятие о гигиене;
  • личная гигиена: уход за ногами, кожей, волосами и ногтями; гигиена полости рта;
  • гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи;
  • гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий спортом, правильный режим дня для обучающегося;
  • гигиеническое значение водных процедур (умывание, душ, баня),
  • водные процедуры утром и вечером (обтирание, обливание, душ);
  • гигиена жилищ и мест занятий: воздух, температура, влажность, освещение и вентиляция помещений;
  • значение сна, утренней гимнастики в режиме дня юного спорт­смена;
  • режим дня во время соревнований;
  • профилактика вредных привычек;
  • закаливание организма;
  • понятие о заразных заболеваниях (распространение). Меры личной и общественной профилактики (предупреждение заболеваний);
  • временные ограничения и противопоказания к занятиям избранным видом спорта;
  • вред курения и употребление спиртных напитков;
  • использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма.

Основы здорового и спортивного питания

  • питание, значение питания как фактора сохранения и укрепления здоровья;
  • назначение белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов.

Строение и функции организма

  • необходимые сведения о строении и функциях организма человека;
  • костно-связочный аппарат, мышцы, их строение и взаимодействие;
  • основные сведения о кровообращении, значение крови, сердце и сосуды;
  • дыхание и газообмен, значение дыхания для жизнедеятельности организма;
  • органы выделения (кишечник, почки, легкие, кожа);
  • органы пищеварения, обмен веществ;
  • ведущая роль центральной нервной системы в деятельности всего организма человека;
  • понятие физических способностей;
  • понятие силовые способности;
  • понятие скоростно-силовые способности;
  • понятие гибкость, ловкость, выносливость;
  • совершенствование функций мышечной системы, дыхания и кровообращения под воздействием физических упражнений на центральную нервную систему, на обмен веществ,
  • спортивная тренировка, как процесс совершенствования функций организма,
  • анотомо- физиологическая характеристика избранного вида спорта.

Требования к  оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке

  • спортивное оборудование и инвентарь для плавания;
  • правила подготовки оборудования и спортивной экипировки к учебным занятиям, соревнованиям;
  • гигиеничес­кие требования к одежде обучающихся;
  • особенности подбора спортивной формы и спортивного инвентаря, специальное снаряжение.

Техника безопасности. Травмы. Страховки. Оказание первой помощи.

  • требования техники безопасности при занятиях избранным видом спорта;
  • требования техники безопасности при занятиях избранным видом спорта;
  • инструктаж по технике безопасности во время проведения образовательного процесса;
  • значение и содержание врачебного контроля при занятиях плаванием;
  • понятие о «спортивной форме», утомление и переутомление;
  • меры предупреждения переутомления;
  • самоконтроль. Дневник самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: вес, динамометрия, спирометрия, пульс, кровяное давление. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, потоотделение;
  • понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма. Причины травм и их профилактика;
  • первая доврачебная помощь при травмах;
  • способы остановки кровотечений, перевязки, наложение первичной шины, искусственное дыхание. Переноска и перевозка пострадавшего;
  • раны и их разновидности. Ушибы, растяжения и разрывы связок, мышц и сухожилий;
  • кровотечение и их виды;
  • вывихи. Повреждение костей: ушибы, переломы (закрытые и открытые);
  • действие низкой температуры: обморожение, общее замерзание;
  • действие высокой температуры: ожог, солнечный удар, тепловой удар;
  • основы спортивного массажа. Общее понятие о спортивном массаже. основные приемы массажа (поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, потряхивание). Самомассаж. Противопоказания к массажу.

Этические вопросы спорта

  • понятие «спортивная этика», «нормы поведения в спорте»;
  • взаимоотношения участников спортивных процессов;
  • нравственное воспитание в спорте.

Присвоение спортивных званий и спортивных разрядов в легкой атлетике, условия выполнения норм и требования

  • спортивные разряды и спортивные звания;
  • классификация соревнований, необходимых для выполнения нормативов спортивных разрядов и спортивных званий;
  • понятие Единой всероссийской спортивной классификации;
  • требования к спортивным судьям. Квалификационные судейские категории.