Темы для теоретической подготовки. Волейбол. | ДЮСШ «Спартак»

Заслуженный деятель науки РСФСР, почетный доктор наук и заслуженный профессор ряда отечественных и зарубежных школ Лев Павлович Матвеев говорил о том, что интеллектуальная подготовка помогает осознать закономерности функционирования и развития организма в процессе спортивной тренировки.  Д. Харре, автор книги «Учение о тренировке»,  акцентирует внимание на теоретической подготовке и рассматривает ключевые факторы к ее требованиям: необходимость объективных знаний о закономерностях спортивной деятельности, овладение знаниями спортивно-медицинского, психологического и биологического характера, оценка тренировочного процесса и собственного состояния как части повышения спортивного результата и другое.

 

Представляем список тем для самостоятельного теоретического обучения по ВОЛЕЙБОЛУ.

Темы теоретических занятий для спортивно-оздоровительных групп:

Техника безопасности на тренировочных занятиях в спортзале, на открытых спортплощадках, и во время соревнований.
История развития волейбола за рубежом, в России, в области.
Значение двигательной активности  в укреплении здоровья.
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, дневники самоконтроля.
Режим дня и питания. Нагрузка и отдых.

Основы техники и тактики волейбола.
Понятие о методике тренировки.
Объём, интенсивность, дозирование тренировочной нагрузки.
Факторы, обуславливающие эффективность обучения, тренировки.

Организация и проведение соревнований.
Оборудование и инвентарь.
Права и обязанности игроков.
Судейская терминология.
Разбор проведённых игр, оценка, выводы.

Темы теоретических занятий на этапе начальной подготовки:

1. Физическая культура и спорт в России.
Задачи физической культуры и спорта, их оздоровительное и воспитательное значение.
Характеристика классического волейбола.
Характеристика пляжного волейбола.

2. Сведения о строении и функциях организма человека.
Костная и мышечная системы, связочный аппарат, сердечно-сосудистая и дыхательная системы человека.

3. Влияние физических упражнений на организм человека.
Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы, работоспособность мышц и подвижность суставов, развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

4. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.
Гигиенические требования к местам физкультурно-спортивных занятий.
Понятие о травмах и их предупреждении.
Первая помощь при ушибах, растяжении связок.
Общие гигиенические требования к занимающимся волейболом.
Общий режим дня. Гигиенические требования к инвентарю, спортивной одежде и обуви.

5. Правила игры в волейбол, в пляжный волейбол.
Состав команды. Расстановка и переход игроков. Костюм игроков. Начало игры и подача. Переход подачи. Контакты с мячом. Выход мяча из игры. Счет и результат игры. Права и обязанности игроков. Состав команды, замена игроков. Упрощенные правила игры. Судейская терминология.

6. Места — занятий и инвентарь.
Площадка для игры в волейбол и пляжный волейбол в спортивном зале, на открытом воздухе.
Оборудование и инвентарь для игры в волейбол и пляжный волейбол в спортивном зале и наоткрытом воздухе. Сетка и мяч. Уход за инвентарем. Оборудование мест занятий в закрытом зале и на открытой площадке.

 

Темы теоретических занятий на тренировочном этапе:

1.Физическая культура и спорт в России.
Формы занятий физическими упражнениями детей школьного возраста. Массовый народный характер спорта в нашей стране. Почетные спортивные звания и спортивные разряды, установленные в России. Усиление роли и значения физической культуры в повышении уровня общей культуры и продлении творческого долголетия людей. Важнейшие постановления Правительства по вопросам развития физической культуры и спорта в стране и роста достижений российских спортсменов в борьбе за завоевание передовых позиций в мировом спорте.
2. Состояние и развитие волейбола и пляжного волейбола.
Развитие волейбола и пляжного волейбола среди школьников. Соревнования по волейболу и пляжному волейболу для школьников. Оздоровительная и прикладная направленность волейбола и пляжного волейбола. История возникновения волейбола и пляжного волейбола. Развитие волейбола и пляжного волейбола в России. Международные юношеские соревнования по волейболу и пляжному волейболу. Характеристика сильнейших команд по волейболу и пляжному волейболу в нашей стране и за рубежом. Международные соревнования по волейболу и пляжному волейболу.
3. Сведения о строении и функциях организма человека.
Органы пищеварения и обмен веществ. Органы выделения. Общие понятия о строении организма человека, взаимодействие органов и систем.

Работоспособность мышц и подвижность суставов. Понятие о спортивной работоспособности, функциональных возможностях человека при занятиях спортом. Влияние физических упражнений на работоспособность мышц, на развитие сердечно-сосудистой системы. Основные требования к дозировке тренировочной нагрузки в зависимости от возраста, пола и уровня физической подготовленности спортсмена: рациональное сочетание работы и отдыха. Понятие об утомляемости и восстановлении энергетических затрат в процессе занятий спортом.
4. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.
Общие санитарно- гигиенические требования к занятиям волейболом и пляжным волейболом. Использование естественных факторов природы (солнца, воздуха и воды) в целях закаливания организма. Меры общественной и личной санитарно- гигиенической профилактики. Режим дня. Режим питания. Понятие о тренировке и «спортивной форме». Значение массажа и самомассажа. Ушибы, растяжения, разрывы мышц, связок и сухожилий. Кровотечения, их виды и меры остановки. Учет объективных и субъективных показателей спортсмена (вес, динамометрия, спирометрия, пульс, сон, аппетит, работоспособность, общее состояние и самочувствие). Дневник самоконтроля спортсмена. Действие высокой температуры, ознобление, обморожение. Доврачебная помощь пострадавшим, способы остановки кровотечений, перевязки. Массаж как средство восстановления, понятие о методике его применения. Врачебный контроль и самоконтроль врача и спортсмена. Основы спортивного массажа. Общие понятия о спортивном массаже, основные приемы массажа, массаж перед тренировочным занятием и соревнованием, во время и после соревнований. Доврачебная помощь пострадавшим, приемы искусственного дыхания, их транспортировка.
5. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса упражнения.
Характеристика нагрузки в волейболе и пляжном волейболе. Соревновательные и тренировочные нагрузки. Основные компоненты нагрузки.
6. Правила соревнований, их организация и проведение.
Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов и спортсменов пляжного волейбола. Виды соревнований. Положение о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный. Подготовка мест для соревнований. Обязанности судей. Содержание работы главной судейской коллегии. Методика судейства. Документация при проведении соревнований. Содержание работы главной судейской коллегии. Методика судейства.
7. Основы техники и тактики игры в волейбол и пляжный волейбол.
Понятие о технике игры. Характеристика приемов игры. Понятие о тактике игры. Характеристика тактических действий. Анализ технических приемов и тактических действий в нападении и защите (на основе программы для данного года). Единство техники и тактики игры. Классификация техники и тактики игры.
8. Основы методики обучения волейболу и пляжному волейболу.
Понятие об обучении технике и тактике игры. Характеристика средств, применяемых в тренировке. Классификация упражнений, применяемых в тренировочном процессе. Обучение и тренировка как единый процесс формирования и совершенствования двигательных навыков, физических и волевых качеств. Важность соблюдения режима.
9. Планирование и контроль тренировочного процесса.
Наблюдение на соревнованиях. Контрольные испытания. Индивидуальный план тренировки. Тренировочное занятие, как основная форма организации и проведения занятий, организация учащихся.
10. Оборудование и инвентарь. Тренажерные устройства для обучения технике игры. Изготовление специального оборудования для занятий волейболом и пляжным волейболом (держатели мяча, мяч на амортизаторах, приспособления для развития прыгучести, дополнительные сетки и т.д.). Роль и место специального оборудования в повышении эффективности тренировочного процесса. Технические средства, применяемые при обучении игре.
11. Установка игрокам перед соревнованиями и разбор проведенных игр.
Установка на предстоящую игру (на макете). Характеристика команды соперника. Тактический план игры команды и задания отдельным игрокам. Разбор проведенной игры. Выполнение тактического плана. Общая оценка игры и действий отдельных игроков. Выводы по игре. Системы записи игр по технике, тактике и анализ полученных данных.